Основное назначение Портала государственных услуг – предоставление гражданам и бизнесу информации о государственных услугах, оказываемых в нашей стране.
Как показал целый ряд исследований проблем предоставления государственных услуг, ключевые издержки (не считая коррупционных) определяются поиском информации об услуге, а также потерями времени на неправильное заполнение или сбор недостающих документов. По экспертным оценкам, до 80% негативного впечатления от процесса предоставления услуги у граждан можно отнести к недостаточной информированности. Нехватка информации о комплекте документов и «сложных случаях», неясность порядка заполнения форм, бланков, оформления иных документов приводит к многократным обращениям в орган власти, предоставляющий государственную услугу, а также в иные органы и организации, в которых происходит сбор документов, а это – новые очереди и новый негатив. Таким образом, ключевая задача портала – «информирование об услуге», включая публикацию описательной информации, возможность просмотра и скачивания документов для представления в орган. Портал – это информационный стенд органов государственной власти о предоставляемых ими государственных услугах, ознакомиться с которым можно через сеть Интернет, а не путем личного посещения каждого из этих органов. И еще портал государственных услуг – средство поиска нужной услуги и органа власти, ее оказывающего.
Надо сказать, что потребность в информации о деятельности государства вообще со стороны граждан намного шире – например, стабильным спросом пользуются опубликованные на правительственных порталах библиотеки нормативных правовых актов. Портал государственных услуг преследует более узкую цель, а именно – снижение издержек граждан и организаций при взаимодействии с государственными органами и организациями при получении государственных услуг. Портал не выполняет функцию оптимизации внутренних процессов органов власти при предоставлении государственных услуг – это задача более высокого порядка, решаемая в рамках проводимой в стране Административной реформы. На ближайшую перспективу (до 2009 года) портал будет выполнять задачи информирования о порядке предоставления государственных услуг в стране. Однако по мере развития портала на нем можно будет получить информацию и о ходе исполнения этой услуги органом власти для конкретного гражданина или организации, а в конечном итоге – и получить государственную услугу через портал, без личного обращения в органы власти.
|